Ученые обнаружили ранее незаметные прослойки во внутреннем ядре Земли

Исследователи детально изучили структуру внутреннего ядра Земли и нашли в нем множество прослоек с разной структурой и составом. Это говорит о быстром росте ядра Земли на первых этапах формирования планеты, сообщила в среду пресс-служба американского Университета штата Юта. Исследование было опубликовано в журнале Nature.

"Мы считаем, что эта особенность ядра отражает то, как быстро росла его внутренняя часть. Изначально этот процесс протекал очень быстро, однако через некоторое время внутреннее ядро начало расти медленно. Возможно, что далеко не все его регионы сразу стали твердыми, что говорит о возможном наличии жидких включений во внутреннем ядре", - сообщил научный сотрудник Университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити Пан Гуаньнин, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Недра Земли состоят из нескольких слоев - твердой земной коры, полужидкой мантии, расплавленного внешнего и твердого внутреннего металлического ядра. Именно благодаря этой небольшой внутренней сфере диаметром около 2500 км у нашей планеты есть магнитное поле, отмечается в пресс-релизе.

В последние два десятка лет твердая часть ядра вызывает у геологов особый интерес. Он связан с тем, что в начале 1990-х годов ученые-теоретики обнаружили свидетельства того, что внутреннее ядро вращается вокруг своей оси быстрее, чем остальные геологические структуры Земли.

Кроме того, в 2015 году американские и китайские исследователи открыли свидетельства того, что твердое внутреннее ядро состоит как минимум из двух слоев c разными сейсмическими и физическими свойствами. Теперь же ученые обнаружили, что этих прослоек значительно больше, причем они сильно отличаются друг от друга структурой, плотностью и прочими характеристиками.

Многослойное внутреннее ядро Земли

Ученые проанализировали данные международной сейсмографической сети ICS. Ее создали в 1996 году в рамках Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). В разных регионах мира были установлены два десятка высокочувствительных сейсмографов, способных отслеживать как подземные толчки от ядерных взрывов, так и естественные землетрясения.

Примерно 2,45 тыс. колебаний недр Земли, зафиксированных ICS за десятилетия работы, достигли внутреннего ядра планеты и отразились обратно, и их повторно обнаружили сейсмографы. Это позволило ученым подробно исследовать внутреннее ядро Земли на разных глубинах.

Анализ указал на то, что в изученных регионах внутреннего ядра Земли существует не две, а значительно больше прослоек. Они отличаются друг от друга плотностью, пористостью, химическим составом и другими свойствами. Причем неоднородность этих прослоек повышается к центру ядра. Это отразилось на скорости движения сейсмических волн и характере их рассеивания в разных слоях внутреннего ядра.

2023-07-07